История Храма

События до революции.

Первыми основателями села Кресты (Крестовское) были крестьяне соседнего села Маслянского. Со своими семьями, скотом и лошадьми они спустились вниз по течению реки Мостовки, и здесь на необжитых землях, стали застраиваться и распахивать нетронутые рукою человека земли. Это случилось примерно в первой трети XIX века. Первоначально безымянный выселок, в связи с удобным топографическим положением, с наличием хороших рыбных, лесных и земельных угодий, а также почтовой и земской дорогами, начал застраиваться и вскоре превратился в довольно большую деревню. Своего прихода они в это время не имели и входили в приход села Маслянского.

Как гласит легенда, однажды, крестьяне на окраине своей деревушки у берёзового пня обнаружили икону Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи. После этого икона несколько раз была уносима с крестным ходом в Маслянскую церковь, но каждый раз невидимо уходила на прежнее место. На том месте, где неоднократно появлялась икона, пробился родник. Слух об этом чуде разошелся далеко по всей России. Был поставлен огромный, в несколько саженей высоты, крест. После этого деревню стали называть «Кресты».

Через несколько лет, на месте креста была построена деревянная часовня, в которой находилась икона, а в 60-е года XIX века была заменена каменной с алтарем во имя иконы Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи.

Ежегодно 29августа (ст. стиль) совершался крестный ход из Маслянской церкви, и собирались окрестные жители для поклонения иконе, которую считали чудодейственной. Слух об этом распространился, и с каждым годом сюда стало приходить всё больше и больше богомольцев. А торговцы привозили для них съестные припасы, что и положило начало торжку.

Упоминания о торжке стали появляться в работах исследователей и путешественников (исследователь Урала и Зауралья иеромонах Макарий, путешественник В.П. Паршин, А. Третьяков, А. Серафимов, приходской священник и математик с мировым именем Иван Михеевич Первушин), опубликованных ими в крупнейших российских изданиях.

В 1857 году Крестовским выселкам был присвоен статус села. На ярмарку привозили товаров более чем на миллион рублей. В 1859 году торжок официально был переведен в статус ярмарки, которая получила название Ивановской и занимала третье место в России после Нижегородской и Ирбитской. В 1880 году было привезено товаров на 12,2 миллиона рублей.

Торговые ряды занимали московские, нижегородские купцы. Имелись шубный, пряничный, мясной, мучной, масляной, мануфактурный, кожевенный, экипажный ряды, пивная торговля, зеленый рынок, русские и татарские харчевни, барахольный ряд. Была скотобойня и ярмарочные весы, каменные бани. На время ярмарки открывались отделения Государственного, Волжско-Камского и Сибирского банков, работали почта, телеграф, полиция, суд, гостиницы. Для развлечения и досуга гостей здесь были карусели, два кинематографа, цирковые балаганы и деревянный театр, гастролировали известные группы артистов.

Приход села Крестовского был выделен из села Маслянского. В него (приход села Кресты) еще входили деревни Верхозино и Камышевка. Общая численность населения всего прихода достигла двух тысяч человек. Архивные документы отмечают: «Прихожане все православные, раскольников и сектантов нет».

В связи с большой численностью прихожан, а также приезжих купцов и торговцев было решено возводить каменный храм. Главным движителем строительства явился дворянин Василий Степанович Иванов. Храм был освящен, как и часовня, в честь иконы Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи. Построили его быстро, едва ли не в одно лето. 20 августа 1872 года состоялось освящение храма. Храм был не большой и, как свидетельствовали современники, «напоминал собою большую часовню». Он не имел колокольни и в замен нее были врыты в землю толстые столбы в несколько сажен высотою, и на их горизонтальной перекладине было подвешено несколько колоколов. Позже с западной стороны были пристроены северный и южный приделы и возвели высокую, в несколько ярусов, колокольню.

Таким образом, престол центрального (холодного) придела был освящен во имя Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи (20 августа 1872 г.), северный – во имя Св. Иоанна Златоуста (9 августа 1898 г.), южный – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (25 июня 1894 г.) (данные на основании архивной выписки). В справочной книге Екатеринбургской епархии об этом храме, после завершения строительства приделов и их освящения, сказано так: «Храм, при очень обширных размерах, отличался полным благоустройством и особенным благолепием. Иконостас главного храма выполнен в русском стиле, а в приделах – в готическом. Главную святыню храма составляет явленная икона Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи».

Вскоре после этого вокруг храма была воздвигнута каменная ограда с изящной кованной решеткой и красивыми центральными и боковыми входами в нее.

В самом селе была построена еще одна каменная часовня, на средства Общества «В память священного коронования Их Императорских Величеств 14 мая 1896 года». В составе этого же прихода была еще одна деревянная часовня в деревне Верхозино, в честь преподобных Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия.

Данные из архивной выписки из Госархива Курганской области (30 ноября 1998 №150/21т):

ВЕДОМОСТЬ О ЦЕРКВИИоанно-Предтеченской, села Крестовского, по I Благочинническому округу, Шадринского уезда за 1909 год.

… 4. Утварью достаточна.

5. Причта положено по штату священник и псаломщик.

6. Земли при всей церкви: пахотной с лесом 30 десятин 1516 саж., а сенокосной 80 дес. План на вышеозначенную землю есть, хранится при Маслянской церкви. Церковная земля выделена от Маслянской церкви при отделении прихода. Усадебной земли 1486 кв. саж. План имеется только на 1200 саж. И хранится при Крестовской церкви. Церковной землею священнослужители пользуются сами.

7. Дома у причта церковные, деревянные. Дом священника и дом просфорни на церковной земле, а дом псаломщика на общественной.

… 9. Здания, принадлежащие сей церкви суть пять домов, из которых один каменный, а остальные деревянные. Каменный дом и свободный деревянный в ярморочное время арендуется отделением Государственного Банка. Арендная плата, получаемая за эти дома в количестве 350 рублей идут в пользу церкви.

10. Расстоянием сия церковь от Консистории 250 верст, а от местного Благочинного в 27 верстах.

11. Ближние церкви к сей суть Маслянская Свято-Троицкая в 7 верстах и кокоринская Николаевская в 5 верстах.

На общественной земле каменная часовня во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи, построена на месте ветхой деревянной по указу Екатеринбургской Духовной Консистории 1887 года за №3056 на средства благотворителей. Церковноприходское Попечительство есть, открыто 6 сентября 1867 года. В 1909 году израсходовано на ремонт церковного дома 41 руб. 57 коп., осталось к 1910 году билетами 850 рублей.

Церковноприходская школа находится в деревне Верхозино в 4 верстах от села. Учится в ней 28 мальчиков и 2 девочки. Содержится школа на средства Уездного Отделения Екатеринбургского Училищного Совета и на средства прихожан.

Законоучителем в школе состоит священник Иоанн Обухов, учителем мещанин Вениамин Сухих. В самом селе есть Народное училище, учащихся в нем 30 мал. и 22 дев. Законоучителем священник Иоанн Обухов. Учительницей дьяконская дочь, девица Лидия Медякова…

Данные из Госархива Свердловской области:Священник получал жалования 105 рублей 84 копейки, псаломщик 23 рубля 52 копейки. Брат. доход составляет 492 рубля 33 копейки. Процент на причтовый капитал 8 рублей 87 копеек. Церковный капитал 354 рубля 3 копейки. Последним священником перед революцией был Иоанн Дмитриев Обухов уроженец села Соровское, 46 лет., П.с. I разряда 1890 года, имеет скуфью. Псаломщик – Стефан Алексеев Плотников, 31 года, обучался в народном училище 1909 года.

С 1903 года в селе была открыта школа грамоты.

hram-6  Преосвященный посетил приход последний раз в 1873 году. Некоторое время священником в церкви служил Д.И. Носилов, отец известного путешественника и писателя К.Д. Носилова.

По некоторым данным в храме служил священником Михаил Павлович Успенский, 32 лет отроду, уроженец села Сухринское. Рукоположен в священники Предтеченской церкви он был в 1899 году.


Крестовская ярмарка действовала до первой мировой войны, хотя к этому времени она была уже в упадке. Все пустующие здания: административные, торговые, зрелищные были в 1918 году приспособлены под многочисленный лагерь военнопленных. Тут были чехи, австрийцы, венгры и другие. Крестовляне начали переезжать в город

В 1930 году святой источник вместе с храмом было решено уничтожить. Часовню разрушили, родник завалили кирпичами. Устоял лишь храм. По словам старожилы из деревни Верхозино, колокольню пытались даже разрушить с помощью тросов, обвязанных вокруг колокольни и тянущимся тракторами в сторону.

Последнее крещение в храме состоялось в 1932 году.

Долгое время храм использовался под зернохранилище, а для въезда трактора во внутрь храма был увеличен в ширине северный вход в храм, в результате чего произошла усадка стены над проемом и появились трещины на прекрасной, достаточно больших размеров фреске «Явление Христа народу».

 

Всего просмотров (1100)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.